|
|
|
|
|
|
|
Дэт-ме́тал (также дэз-,
дэс-, дэтх-, дэф-; англ. death metal, от death —
«смерть») — одно из экстремальных направлений
метала. Дэт-метал возник в 80-е в США (в первую
очередь в штатах Флорида и Калифорния), Европе
(Великобритания и Швеция) и Канаде.
Дэт-метал, как и большинство поджанров метала,
трудно поддаётся определению и классификации.
Некоторые музыканты и поклонники метала имеют
собственное представление о жанре и его поджанрах.
Другие считают такую категоризацию ограничивающей и
бесполезной. Часто можно отметить пересечение одного
направления дэт-метала с другими, а также влияние «неметалических»
жанров. Однако по сути дэт-метал — крайне
экстремальный и агрессивный трэш-метал, но гораздо
более «мёртвый», чем и оправдано его название.
Дэт-метал является наиболее сложным из «металических»
жанров для восприятия неподготовленным слушателем.
Характеристика
Музыкальная составляющая
Дэт-метал обычно характеризуется крайней степенью
жёсткости, интенсивности и скорости в музыке.
Дэт-метал известен своей неровной сменой
музыкального темпа и размера, чрезвычайно быстрой и
сложной гитарной игрой и двойными басовыми
барабанными партиями. Типично использование
бласт-бита для добавления звуку мощи. Большинство
групп используют заниженный и искажённый гитарный
звук. Обычно используются две гитары, которые
одновременно выполняют роли ведущей и ритм-гитары.
Используются также заниженные и иногда искажённые
бас-гитары. Некоторые группы, например Septic Flesh,
добавляют звук синтезатора и других инструментов.
Считается, что из всех подстилей метала, дэт-метал
наиболее труден для исполнения музыкантами в
физическом плане.
В начале развития дэт-метал характеризовался простой
композиционной структурой и небогатым мелодизмом, но
в дальнейшем в процессе развития стиля и в процессе
слияния с другими музыкальными жанрами музыка
усложнялась. В настоящее время у групп, играющих
дэт-метал, нередко можно услышать сложные и для
исполнения, и для восприятия композиции.
В вокале характерно использование специфического
мужского (а сейчас зачастую и женского — как пример
Анжела Госсоу (Angela Gossow) из Arch Enemy) рыка (гроулинга),
который часто превращает слова песни в малопонятное
«звериное» рычание. Для получения такого эффекта
голос певца в настоящее время часто обрабатывается
компьютером или гармонайзером, но особым уважением
среди музыкантов и поклонников стиля пользуются
вокалисты, «рычащие» без использования
вспомогательных средств.
Тематика песен
Тематика песен обычно связана с мрачной и темной
стороной жизни людей. Сюжет песен некоторых групп
связан с фильмами ужасов, например, раннее
творчество Death, Cannibal Corpse, Mortician.
Ориентация на тему смерти и экстремальная природа
музыки, а также название одной из первых групп стиля
— Death, скорее всего и породили название жанра.
Постепенно тематика текстов песен заметно
расширилась, появилась футуристическая (Nocturnus) и
сатанинская (Acheron) лирика, и, что немаловажно,
социальная, направленная на искоренение недостатков
общества потребления, философская (позднее
творчество Death) или просто описательного
характера. Социальные проблемы зачастую поднимаются
группами в интервью.
Развитие
К альбомам, выдержанным в наиболее типичном,
«чистом» дэт-метале, можно отнести альбомы Death —
Leprosy (1988), Obituary — Cause Of Death (1990),
Morbid Angel — Altars Of Madness (1989), Cannibal
Corpse — Eaten Back to Life (1990).
Самыми первыми полноформатными релизами дэт-метала
являются альбомы Death — Scream Bloody Gore (выпущен
в 1987, хотя релиз был надолго задержан лейблом) и
Possessed — Seven Churches (конец 1985). Первой в
мире демо-записью в стиле дэт-метал является демо
той же группы Possessed, названное Death Metal.
Именно оно дало название жанру. На самом деле, было
еще демо Mantas (так первоначально называлась группа
Death) "Death by Metal", выпущенное в 1983 году. А
Possessed выпустили "Death Metal" в 1984-м.
На развитие жанра также оказал влияние альбом
Strappado группы Slaughter, выпущенный в 1986 году.
В этой группе некоторое время играл сам Чак
Шульдинер, но в записи сего релиза участия не
принимал.
Ко флоридскому направлению дэт-метала можно отнести
такие группы как Acheron, Deicide, Monstrosity,
Obituary, Brutality, Death, Morbid Angel, Malevolent
Creation, Cannibal Corpse и др.
Следует также учесть и такое ответвление дэт-музыки,
как дэт-джаз. Типичными исполнителями этого стиля
являются группы Atheist и Cynic, которые играли в
начале 90-х годов прошлого века. Многие любители
тяжёлой рок музыки считают этот стиль наиболее
целостным из всех т. н. «прогрессивных» рок стилей —
то есть полученных путём слияния нескольких
музыкальных направлений.
Развитие «в чистом виде» дэт-метала можно проследить
по альбомам группы Death. По одной из версий, сам
стиль получил своё название в честь этой группы, а
основателя её, Чака Шульдинера (Charles «Evil Chuck»
Schuldiner — гитара и вокал в группе Death и гитара
в Control Denied), называют крёстным отцом стиля.
Влияние дэт-джаза на творчество этой группы станет
более очевидным, если принять во внимание то, что в
создании знаменитого альбома «Human» принимали
участие два музыканта из Cynic, а также можно
заметить некоторое сходство между последним альбомом
Death «The Sound of Perseverance» и музыкой группы
Atheist. Также нельзя не отметить использование
безладовой бас-гитары, что характерно для джаза, но
не для метала. Басовые партии в этот период
творчества Death исполнял Стив ДиДжорджио (Steve
DiGiorgio).
Классификация
Традиционный дэт-метал
Традиционный дэт-метал (классический дэт-метал) -
термин, используемый для обозначения групп,
задававших традиции и каноны дэт-метала как
такового, без смешения с другими стилями. Некоторые
музыканты употребляют термин прото-дэт, что означает
истоки и происхождения этого стиля. Стиль возник
одновременно в нескольких странах, название ему дала
группа Possessed, дэмо которой Death Metal (1985) и
было первой работой в этом, новом на тот момент
стиле. Первым полноформатником для классического
дэт-метала принято считать Scream Bloody Gore (1987)
группы Death, которая также сделала огромный вклад в
формирование стиля. Ее солиста Чака Шульдинера
называют крёстным отцом дэт-метала.
Разновидности
Американский Дэт метал
Обложка альбома считающегося классикой
жанраАмериканская школа (в начале,
сконцентрированная во Флориде), характеризуюется
почти полным сходством ее представителей. Это было
вызвано тем, что группы изначально записывались в
одной студии (Morrisound Recording, Tampa, FL) под
руководством одной продюссерской группы (в основном
звуком заведовал Scott Burns). Время существования
школы — с 1988 года по сегодняшние дни.
Представители — Death, Obituary, Morbid Angel,
Malevolent Creation.
Британский Дэт метал
Вторая часть первого потока дэт-метала. Особый
колорит англичан состоял в создании более плотной
стены звука на записи и на шоу (особенно Bolt
Thrower). Кроме того большое влияние оказали
Benediction и Malediction, а также Napalm Death.
Первые альбомы выходили в конце 80-х (у Bolt Thrower),
в 1990 (у Benediction и Cancer).
NWOBHM Дэт-метал
NWOBHM дэт-метал - подвид британского дэта,
претерпевающий значительное влияние Хэви-метала. У
этого направления не много представителей, которые
сочетают увлечение death metal со старыми
предрасположеностями NWOBHM (New Wave Of British
Heavy Metal). Постепенно, они отходят от
экстремальных направлений, если вообще, они когда-то
им принадлежали.
Представители : Xysma, Manos, Pakeni.
Шведский Дэт метал
Уникальная форма дэт-метала, отличающаяся
специальным звуком, с гитарами, настроенными ниже
чем обычно. Благодаря этому, создавался необычный и
запоминающийся эффект. Также как и в США, первые
шведские группы записывались в одной студии —
Sunlight studios под руководством Thomas’a
Skogsberg’a. Шведское звучание стало одним из
распространеных стандартов и вызвал массу
последователей и экспериментаторов на основе низко
настроенных гитар.
Представители: Entombed, Dismember, Grave, Edge of
Sanity, Unleashed, Hypocrisy .
Энгри Дэт-метал
Подразновидность шведсктого дэта, появившаяся
примерно в 1994 −1995 гг, когда наиболее передовые
группы почувствовали первые признаки кризиса стиля и
в поисках выхода из него обратили внимание на новый
звук angry-групп (Pantera, Machine Head и не только
их). В результате, сначала получался более
монотонные дэт-метал альбомы Grave'94 или Lisa Gives
Head). но со временм почти все шведские дэт-метал
группы перешли на подобный саунд (Grave'96, Arch
Enemy'96, Daemon'96, Dismember и др.), а в итоге
получилась новая агрессивная форма death metal.
Брутальный дэт-метал
Брутальный дэт метал — термин использумый для
описания дэт-метал групп сосредотачивающих внимание
на скорости игры, тяжести звуковых эффектов на
гитары и бас, агрессивности вокала, и прочих
эффектов, придающих стилю более жестокое и
брутальное звучание, чем обычный дэт-метал. Стиль
очень часто перекликается с грайндкором.
История
Брутальный дэт метал начал развиваться в ранние
1990е, как поджанр дэт-метала. Первыми шедеврами
стиля являлись ранние работы группы Cannibal Corpse,
сформированной в 1988, которая начала акцентировать
игру на техничности и тяжести звучания и таким
образом начали формировать данный стиль. В 1991
появились работы в более самостоятельном и
отделенном от традиционного брутальном дет метале с
реализацией Suffocation Effigy of the Forgotten и
Immolation Dawn of Possession.
Поздние 1990е стали этапом существенного
формирования стиля с выходом Devourment Molesting
the Decapitated и Disgorge Cranial Impalement, а так
же релизами Dying Fetus. Эти альбомы помогли
пионерам подстиля Слэм дет метал, которые в свою
очередь перенесли акцент на обилие бласт-битов и
брейкдаунов. Это вдохновило множество групп играть в
стиле подобном вышеупомянутым основоположникам.
Брутальный дет метал быстро развился по всему миру,
где создалось множество известных, либо еще не
известных групп, следующих идеям и особенностям
данного стиля.
Подвиды
Традиционный Брутал Дэт метал
Зародился почти одновременно с классическими
формами, и тоже в Америке, которая многими
признается передовой страной, откуда вышли на
мировую эстраду музыканты агрессивного и
экстремального направления. Характерные примеры —
Brutality и Banished. Кроме того поддержку фэнов
сразу получили Sinister из Голландии или Broken Hope
(Иллинойз).
Техничный Брутал Дэт метал
После 2-3 лет развития брутального направления
неизбежно появились коллективы, которые считали, что
недостаточно играть просто очень тяжело. Надо играть
еще и очень технично и разнообразно. Одними из
пионеров этого стиля стала команда из Нью-Йорка
Suffocation. Её альбомы Effigy of forgotten (1991) и
Pierced from within (1995) задали новые стандарты
техничности в брутальном дэт-метале, которые
повлияли на весь стиль в целом. Также следует
отметить в своем роде гениальный альбом британской
группы Carcass Necroticism - Descanting the
Insalubrious (1991) , который считается и ныне
"жемчужиной" техничного брутал-дэта.
Типичные признаки этого ответвления — хитрые,
переплетенные партии и неумолимая жестокость.
Характерными примерами на сегодняшний момент в этом
направлении являются, Dying Fetus, Pyrexia и
Internal Bleeding, Cephalic Carnage, No Emotions.
Слем Брутал Дэт Метал
Для этого ответвления характерны частые бласт-биты и
брейкдауны, хардкоровое звучание и позаимствованные
из Грайндкора вокальные техники.
Типичные представители : Internal Bleeding,
Devourment, Dying Fetus.
Сатанистский дэт-метал
Экстремальное направление, основанное на увлечении
некоторых американцев своеобразным американским
сатанизмом (Церковь Сатаны). Почти ничем не
отличается от обычного американского Дэт метал,не
считая более отчетливых ритм-секцией у Deicide,
которые являются лидером этого направления.
Идеологом американского музыкального сатанизма
является Глен Бентон. В остальном сатанинский дэт
отличается от обычного дэта только
идеологически(тематикой текстов и символикой).
Типичные представители : Deicide, Vital Remains,
Behemoth (некоторые альбомы), Belphegor, Goatwhore,
Acheron, Morbid Angel, Hate, Angelcorpse, Akercocke,
Sacramentum.
Техничный Дэт метал
Техничный дэт-метал/прогрессив дэт-метал —
высокотехническое направление внутри дэт-метал
движения. Характеризуется непрестанным поиском
нового и интересного. Зачастую музыкантам тесно в
рамках упрощённых структур дэт-метала, поэтому они
привлекают всевозможные технические ухищрения
(ломаные ритмы, синтез с другими стилями, необычный
микс и привлечение дополнительных инструментов (как
это было с Nocturnus в 1990, когда они добавили в
свое звучание клавишные). Cynic применили новую
индустриализированную форму вокала, пропущенную
через примочки, Atheist использовали джазовый бас и
так далее. Большинство этих групп к середине 90-х
распалось, только Nocturnus воссоединились в 1999
году.
Среди современных дэт-групп к их стилистике близки
Neglected Fields, Theory in practice, Amoral,
Hieronymus Bosch, Psypheria, Capharnaum, Gorguts.
Необходимо отметить, что некоторые любители
дэт-метала разделяют понятия техничный дэт-метал
(или технодэт) и прогрессивный дэт-метал (прог-дэт).
Отмеченные выше музыкальные изыски (джазовый бас,
привлечение дополнительных инструментов и пр.)
скорее присущи прог-дэтовым коллективам.
Технодэтстеры же обычно просто играют очень сложные
гитарные партии, наличие прочих изысков там
необязательно. В прог-дэте же гитарные партии могут
быть довольно просты. Представители технодэта:
Necrophagist, Psycroptic, The Faceless, Gorod, Sleep
Terror Представители прогдэта: Sadist, Hieronymus
Bosch, Edge Of Sanity, Continuo Renacer
Подразделы
Симфо Дэт-метал
Таких групп пока немного, в музыке типичным примером
был альбом Sadist (1994). Однако идеологически, как
и в случае с блэк-металом, «симфонизация» групп не
вызывает уважения у почитателей классики жанра. К
тому же некоторые группы, имеющие малоудачное
дэтовое прошлое полностью переходят в области sympho
metal (Therion (1995—1997)).
Представители : Therion, Sadist, Eternal Tears of
Sorrow
Атмосферный Дэт метал
После того, как термин atmospheric стал очень
популярным в 1995—1996 гг, его налево и направо
стали использовать все группы для описания своих
работ, на самом деле настоящей атмосферности не так
уж и много, и первое, что приходит в голову, это
группы, располагающиеся на границе с doom — Dark
Millenium, On Thorns I Lay и Septic Flesh. Не всеми
разделяется мнение, что данный подраздел имеет
четкие границы и какое-то особое право на
существование. Скорее это просто модная рекламная
приставка.
Психический Дэт метал
Разделяемая и признанная далеко не всеми ветвь в
классификации дэт-метала. Ее особенностью является
своеобразное Voivod-овское звучание гитар, и их
влияние которое вы можете услышать у Morgoth
(1993—1996) и Korpse (английских) или Glacial Fear.
Такая настройка привносит в стиль некоторый
психо-эффект. Услышать пример такового можно в
композиции Set the World On Fire (у трэшевиков
Annihilator) до и после этой фразы в припеве
Дэт метал в смешении с другими стилями
Как и многие другие стили, дэт-метал находит выход
из кризисной ситуации в слиянии с большим
количеством самостоятельных стилей. Существуют такие
спорные стили как Альтернативный дэт-метал, либо
Индастриал дэт-метал, однако их существование
признается далеко не всеми, так как это не
самостоятельные стили со своими аудиториями фанатов,
а просто случайно выделенные схожести с другими
жанрами в альбомах современных исполнителей. Стили
же представляющие смешения дэта с другими
направлениями метала вполне обширные и имеют свои
четкие рамки среди исполнителей разных стран.
Наиболее оформленные разновидности предлагаются
вашему вниманию.
Дэт/Дум-метал
Дэт/Дум-метал (англ. Death Doom Metal) — это поджанр
металической музыки, сочетающий в себе
характеристики дэт-метала и дум-метала[1], и
собственно образовавшийся путем слияния этих
стилей[1]. Это смежный стиль, сочетающий в себе
такие характеристики как пониженный темп, диссонанс
в звучани и обреченность как в дум-метале и более
жесткое и быстрое звучание, двойные ударные,
жестокость и вокал гроулинг как в дэт-метале.Жанр
берет истоки в поздних 1980х и набирает популярность
к 1990 м, однако в новом тысячелетии становится
менне популярным чем раньше. Однако в России дэт/дум
получил большую популярность, нежели чем дум-метал в
чистом виде ввиду его труднодоступности для
восприятия.[источник?] Позднее из дэт/дума
образовался стиль фьюнерал дум, уходящий в сторону
дума[источник?].
Хоть сейчас некоторые и называют данное направление
«второй волной doom», своим существованием оно, в
основном, обязано death-музыке. Первопроходцы:
Winter, diSEMBOWELMENT, Morgion, Paradise Lost,
Thergothon, Anathema, My Dying Bride… Они, словно, в
противовес многим скоростным death-ансамблям начала
'90-х, стали играть эту музыку в медленном темпе,
восполняя нехватку привычного драйва использованием
тягучих гитар и различных «атмосферных» приемов (от
холодных, эмбиентальных звуков синтезатора, до
скрипичных и фортепианных партий). Возможно,
поэтому, к названию размеренного «death»
критики[кто?] и решили добавить слово «doom» за
медлительность, которой славился другой стиль — doom
metal. Со временем doom/death превратился в
самостоятельный жанр и даже породил несколько новых
течений[источник?] — как близких к своей
первоначальной структуре (funeral doom), так и
весьма далеких — т. н. «sympho gothic-doom» («sorrow-metal»),
«the beauty and the beast», «depressive rock» и др..
В России наибольшее распространиение получили диски
Anathema, Paradise Lost и My Dying Bride, где их
окрестили[источник?] великой троицей дэт-дума.
Блэк/Дэт-метал
Блэк/Дэт-метал (так же назывемый «Blackened Death
Metal» — почерневший дэт-метал) стиль экстремального
металла, сочетающий в себе характеристики Дэт-метала
и Блэк-метала.
История
Большинство групп, играющих эту музыку, из Европы.
Множество групп начинало играть блэк-метал и в
течении творческого пути наследовали элементы
дэт-метала (либо наоборот) и впоследствии играли
некую смесь этих направлений. Например группа
Behemoth играла блэк-метал до альбома Satanica,
после чего перешла на дэтовое звучание, сохранив
часть элементов блека и оставив прежнюю «блэковую»
идеологию. С другой стороны, происхождение обоих
стилей связывают с творчеством таких групп как
Hellhammer, Sodom, Celtic Frost, Sarcofago(и др.),
которые ужесточили трэш-метал, сделав его более
сырым и злым для блэка и более быстрым и брутальным
для дэта. Их можно также определить как
первопроходцев смежного стиля, но не следует
забывать, что их творчество относится к тому периоду
времени, когда оба стиля только формировались и не
имели строгих канонов.
В связи с ростом спроса на блэк-метал, появилась,
разумеется, и смесь этих двух стилей. Причем, она
носит достаточно мелодический характер и часто
опирается на старые традиции NWOBHM. Характерными
примерами могут служить Behemoth, Dissection и
Belphegor. В настоящее время группы, работающие в
подобной стилистике, образовали целую волну; cтиль
находится на подъеме и имеет невероятное число
поклонников. Практически каждый месяц выходит 3-4
новых альбома этого направления.
Представители : Decameron, Dissection, Excretion,
Behemoth, Belphegor
Дэт/Треш-метал
Первый этап развития дэт-метал, когда группам не
хватало мощи (или желания) стать настоящими
дэтстерами, поэтому их звучание получалось очень
жестким и тяжелым трэшем или недоделанным дэтом.
Характерные примеры — Master Пола Спекмана
(первоначальный саунд), Warpath, Altar, HellWitch,
христианские австралийцы Mortification, Vader.
Джаз/Дэт-метал
Всего несколько групп представляют это
суб-направление. Сначала это был только Atheist,
который за свою приверженность к джазовым партиям
часто попадал в раздел техничного трэш-метала.
Участники группы любили заявлять о том, что только
они являются представителями джаза в экстремальной
музыке, и что только они могут получить истинное
удовольствие от посещения джазового концерта[4].
Однако, скромно себе работая, в Австралии, группа
Alchemist привнесла свою лепту, используя джазовые
гитарные партии (в отличии от Atheist, которые
делали акцент на бас). Проблема в том, что несмотря
на откровенную привлекательность и жизнеспособность
данного ответвления стиля, многие музыканты
практически не могут работать в нем, не обладая
достаточными знаниями в области композиции и
джазовой техникой.
Дэт-н-ролл
Дэт-н-Ролл (Death 'n' roll) — термин, используемый
для описания дэт-метал групп, которые включают
элементы панк-рока, хард-рока и рок-н-ролла в свою
музыку. Это образует некий отдельный стиль, который
трудно причислить к другим подвидам дэта. Типичными
примерами являются Entombed и Gorefest (ранний),а
также Debauchery. Таким образом достигается эффект «рок-н-ролльного
звучания» с привычными для дэта эффектами, такими
как: двойной большой барабан, вокал гроулинг, и
специфически настроенные гитары, с рок-н-ролльными
риффами.
Направление последнего времени, звучание которого
разработано группой Carcass, начиная с альбома 1993
года (Heartwork) и до Swansong (1996). Весьма
мелодичный и не тяжёлый саунд с запоминающимися
партиями, основанный на традициях NWOBHM был сразу
подхвачен Dominus и Dearly Beheaded, и несомненно,
вскоре появились ещё подобные группы.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|