|
Рок-му́зыка (англ. Rock
music) — обобщающее название ряда направлений
популярной музыки. Слово «rock» — качать — в данном
случае указывает на характерные для этих направлений
ритмические ощущения, связанные с определённой
формой движения, по аналогии с «roll», «twist», «swing»,
«shake» и т. п. Такие признаки рок-музыки, как
использование электромузыкальных инструментов,
творческая самодостаточность (для рок-музыкантов
характерно исполнение композиций собственного
сочинения) являются вторичными и часто вводят в
заблуждение. По этой причине принадлежность
некоторых стилей музыки к року оспаривается. Также
рок является особым субкультурным явлением; такие
субкультуры, как моды, хиппи, панки, металлисты,
готы, эмо, неразрывно связаны с определёнными
жанрами рок-музыки.
Рок-музыка имеет большое количество направлений: от
лёгких жанров, таких как танцевальный рок-н-ролл,
поп-рок, бритпоп до брутальных и агрессивных жанров
— дэт-метала и грайндкора. Содержание песен
варьируется от лёгкого и непринуждённого до
мрачного, глубокого и философского. Часто рок-музыка
противопоставляется поп-музыке и т. н. «попсе».
Истоки рок-музыки лежат в блюзе, из которого и вышли
первые рок-жанры — рок-н-ролл и рокабилли. Первые
поджанры рок-музыки возникали в тесной связи с
народной и эстрадной музыкой того времени — в первую
очередь это фолк, кантри, скиффл, мюзик-холл. За
время своего существования были попытки соединить
рок-музыку практически со всеми возможными видами
музыки — с академической музыкой (арт-рок,
появляется в конце 60-х), джазом (джаз-рок,
появляется в конце 60-х — начале 70-х), латинской
музыкой (латино-рок, появляется в конце 60-х),
индийской музыкой (рага-рок, появляется в середине
60-х). В 60-70-х годах появились практически все
крупнейшие поджанры рок-музыки, наиболее важными из
которых, помимо перечисленных, являются хард-рок,
панк-рок, рок-авангард. В конце 70-х-начале 80-х
появились такие жанры рок-музыки, как пост-панк,
новая волна, альтернативный рок (хотя уже в конце
60-х годов появляются ранние представители этого
направления), хардкор (крупный поджанр панк-рока), а
также брутальные поджанры метала — дэт-метал,
блэк-метал. В 90-х годах получили широкое развитие
жанры гранж (появился в середине 80-х), брит-поп
(появляется в середине 60-х), альтернативный метал
(появляется в конце 80-х).
Основные центры возникновения и развития рок-музыки
— США и западная Европа (особенно Великобритания).
Большинство текстов песен — на английском языке.
Однако, хотя, как правило, и с некоторым
запозданием, национальная рок-музыка появилась
практически во всех странах. Русскоязычная
рок-музыка (т. н. русский рок) появилась в СССР уже
в 1960—1970-х гг. и достигла пика развития в 1980-х
гг., продолжив развиваться в 1990-х.
Музыкальная составляющая
Рок-музыка обычно исполняется рок-группой, состоящей
из вокалиста, гитариста (как правило, играющего на
электрогитаре), бас-гитариста и барабанщика, иногда
клавишника. Бас-гитара, ударные и ритм-гитара (не во
всех коллективах) составляют ритм-секцию. Однако
существуют примеры использования в рок-композициях
практически всех известных музыкальных инструментов.
Отличительная черта классической рок-музыки —
неизменный ритм, поддерживаемый ритм-секцией. Однако
уже начиная с 60-х годов ряд направлений рока
использует композиции с усложнёнными структурами и
ритмами. Солирующим инструментом является обычно
электрогитара. Также в большинстве рок-групп
присутствует вокалист. Если в начале своего развития
рок-музыка лежала в основном в рамках блюзовой
гармонии, то теперь отдельные её направления имеют
мало общего в музыкальном отношении.
Рок — это, с одной стороны, рупор молодёжи,
музыкальное воплощение раздирающих её противоречивых
настроений, конфликта с общепринятыми нормами. С
другой стороны, рок — один из инструментов
шоу-бизнеса, направленный на коммерческую прибыль в
индустрии развлечений. Эта двойная природа и
обуславливает противоречия, «пилообразность»
развития жанра. По сути дела, вся история рока
состоит из схожих циклов, в начале каждого из
которых — бунт, протест, рождение новых стилей и
новых ценностей, возникновение групп и
исполнителей-основоположников стиля (1955, 1967,
1977, …), а затем — постепенный процесс
«приручения», коммерциализации, порой — упрощения,
возникновения вторичных рок-групп.
Рок-музыка как культурный феномен породила так
называемый «рок-н-ролльный образ жизни»,
определённый стиль поведения и систему жизненных
ценностей, своего рода философию. Тем не менее,
возникшие на основе различных течений рок-музыки
субкультуры порой имеют мало схожего. Рок-музыка
обладает относительно большой захватывающей энергией
(драйвом). Она может дать личности свободу от
устоявшихся общественных принципов и стереотипов, от
окружающей действительности.
Первые шаги рок-музыки
Началом рок-музыки является появление жанра
рок-н-ролла, вобравшего в себя черты блюза,
ритм-энд-блюза, буги-вуги, джаза и кантри.
Значительное влияние на рок-н-ролл оказали блюзовые
исполнители Роберт Джонсон, Лидбелли, Мадди Уотерс.
Название «рок-н-ролл» происходит из песен
госпел-исполнителей 40-х годов и, являясь по сути
призывом к танцу, представляет собой сексуальный
эвфемизм. Впервые выражение появилось в песне «Good
Rocking Tonight» Роя Брауна 1947 году. В 1949 году
выходит песня «Rock And Roll» Уайлд Билла Мура.
Развитие раннего рок-н-ролла связано в основном с
американскими исполнителями, однако установить,
какая песня или пластинка может считаться первой в
жанре, практически невозможно. Среди возможных
вариантов — сингл «Fat Man» Фэтса Домино, вышедший в
1950-м году. Согласно другим версиям, первой
рок-н-ролльной записью является «Rocket 88»,
записанная в 1951 году Jackie Brenston and his Delta
Cats.
«Тяжёлая» музыка традиционно берёт начало с сингла
группы The Kinks «You Really Got Me» 1964 года.
Здесь впервые в рок-музыке были использованы
«тяжёлые» гитарный рифф и соло прифуззованной
гитары. Первые альбомы The Kinks отличались, наряду
с утяжелённым бит-саундом, также остросоциальными
текстами. Идеологически они стали одними из
основателей субкультуры модов (наиболее популярна
она была в середине 1960-х, придя на смену
тедди-боям).
Главными идеологами движения модов стала группа The
Who. Первые их два альбома являются одними из самых
жёстких записей своего времени, а на сцене они
отличались бешеной энергетикой и тем, что впервые
стали крушить на сцене гитары. Также The Who
считаются одними из первопроходцев использования
нойза и фидбэка в роке, а некоторые их тексты были
довольно вольными для своего времени. К музыке The
Who впервые был применён термин пауэр-поп.
Среди идеологов мод-движения стоит также упомянуть
The Pretty Things и The Small Faces. Эти группы
играли жёсткий вариант ритм-энд-блюза, нередко с
остросоциальными текстами.
Наконец, особняком среди британских первопроходцев
жёсткой музыки стоят The Troggs — среди всех групп
британского вторжения она была наиболее близка к
гаражному року.
Фолк-рок
Хотя во времена пика «британского вторжения» местная
музыка в Америке была вытеснена из хит-парадов,
здесь продолжала развиваться собственная рок-сцена.
На основе саунда вокальных фолк-групп и
фолк-исполнителей 30-50-х годов (не без влияния
блюза) создавали свою музыку фолк-исполнители начала
60-х, влиятельнейшим из которых являлся Боб Дилан.
Он наглядно продемонстрировал своему поколению, что
в популярной музыке можно говорить не только о любви
мужчины и женщины, но затронуть и множество других
тем, в том числе философских и социальных.
В 1965 году The Byrds положили начало собственно
фолк-року — с вокальными гармониями на основе идей
фолковых вокальных групп и уплотнённым по сравнению
с акустическими фолк-исполнителями гитарным саундом.
Характерным для фолк-рока был также социальный
подтекст песен. В 1964 году Боб Дилан также перешёл
от акустического к фолк-роковому звучанию, став
знаковой фигурой рок-музыки и записав одну из
знаменитейших рок-песен «Like A Rolling Stone».
Buffalo Springfield стали второй по значимости
фолк-рок-группой Америки, положив начало
кантри-року. Немалый вклад в развитие жанра внесли
Нил Янг, Simon & Garfunkel, Джони Митчелл.
В Британии появилась также своя фолк-рок-сцена,
представителями которой являются Fairport Convention,
Steeleye Span, Lindisfarne, Pentangle. Их стиль
также принято называть электрик-фолк; мотивы
британской фольклорной музыки здесь постепенно стали
преобладать над американскими корнями. Одна из
ветвей развития электрик-фолка, основателем которой
является Алан Стивелл, положила начало кельтскому
фолку.
На основе фолк-рокового саунда в Америке 1965—1966
гг. стал формироваться ранний поп-рок, важнейшими
представителями которого стали The Lovin' Spoonful,
The Turtles, The Grass Roots, The Mamas And The
Papas (последние считаются одной из влиятельнейших
вокальных поп-групп 60-х). Поп-рок был гармонически
и музыкально ориентирован на фолк-рок, но не без
влияния сёрф-попа (в основном The Beach Boys).
Помимо той музыки, которая попадала в чарты и на
телевидение, в начале-середине шестидесятых начал
развиваться и своеобразный андерграунд: группы,
репетировавшие чаще всего в гаражах и записывавшие
грязные и шумные пластинки. Не все представители
гаражного рока ориентировались на жёсткую музыку,
однако наиболее бескомпромиссные из них считаются
первыми прото-панк-музыкантами. Многие из
представителей гаражного рока не выпустили даже
одного полноценного альбома, поэтому вышли и
продолжают выходить серии сборников, посвящённые
гаражу и включающие синглы, живые записи и другие
раритеты; самые известные из них — Nuggets, Cover.
Мнения по поводу того, что считать первой песней в
жанре гаражного рока, расходятся. Среди вариантов —
«Rumble» Линка Рея, «Jenny Lee» Jan and Dean, «Dirty
Robber» The Wailers. Среди предшественников
прото-панка следует назвать и Литтл Ричарда, и
Джерри Ли Льюиса. В 1962 году записывается главный
гаражный стандарт — «Louie Louie» The Kingsmen (кавер-версия
забытого рок-н-ролла 1956 года, чуть ранее
популяризированного в узких кругах The Wailers),
ставший одной из самых перепеваемых песен в
рок-музыке и особенно в альтернативном роке.
С началом британского вторжения гаражные рокеры
Америки получили образец для подражания — британские
группы. Расцвет гаражного рока приходится на
середину десятилетия. Среди ключевых групп
направления — The Sonics, записывавшие безумные
рок-н-роллы с предельно утяжелённой гитарой и
саксофоном, The Seeds, игравшие более мягкую музыку
с использованием органа, а также The Standells,
Kenny and the Kasuals, The Music Machine, The
Knickerbockers. Изредка отдельные песни гаражных
групп становились хитами: так случилось с «Psychotic
Reaction» Count Five, «96 Tears» Question Mark & the
Mysterians, «Dirty Water» The Standells. Особняком
среди гаражного рока находятся Monks — группа, чьё
оригинальное звучание (хаотическая гитара, фидбэк,
безумные тексты, странные аранжировки) не имеет
близких аналогов среди рока 60-х.
В целом имидж и музыка значительной части гаражных
команд оказали сильное влияние на последующее
развитие прото-панка и панк-рока.
Родственным по отношению к гаражному року было и
английское направление фрикбит, представленное
группами The Primitives, The Faires, The
Misunderstood. Оно стало своего рода андерграундной
реакцией на битломанию и британское вторжение, а
звучание фрикбита было близким к гаражному року, но
с большим влиянием бита и мод-культуры.
Среди других региональных гаражных сцен
примечательной была японская, получившая название «group
sounds».
В конце 1965—1966 годах в Америке стал формироваться
новый музыкальный жанр — психоделический рок.
Основой для него стали, с одной стороны, музыкальные
поиски гаражных групп, с другой стороны — развитие
фолк-рока. Термин впервые был применён по отношению
к фолковой группе Holy Modal Rounders; одной из
первых гаражных психоделических групп (и первой,
использовавшей слово «psychodelic» в названии
альбома) стали The 13th Floor Elevators. Основами
роста психоделической культуры стали развитие
субкультуры хиппи и наркотики (прежде всего
галлюциногены) — в частности, ЛСД, мескалин и даже
марихуана. Характерными для жанра стали
«мистические» саунд и тексты песен и, нередко,
философия хиппи (в частности идеалы любви и
пацифизм).
Одной из предпосылок формирования психоделической
культуры Британии стало распространение элементов
индийской (рага) и другой этнической музыки у групп
британского вторжения. Впервые индийские мотивы были
использованы Yardbirds и чуть позже развиты The
Kinks. Впервые использовали индийский инструмент
ситар в записи The Beatles, песни которых и стали
самым известным случаем использования индийских
мотивов в психоделическом роке.
В целом ранний британский психоделический рок
отличался меньшим, по сравнению с американским,
влиянием фолка, он развивался за счёт традиций
британской рок-музыки и поп-рока. При равной степени
экспериментальности саунда (в чём группы по обе
стороны Атлантики устроили негласное соревнование),
для ранней британской психоделии менее характерна
была импровизационность исполняемого материала.
Отталкиваясь от музыкальных идей психоделического
рока, Фрэнк Заппа в 1966 году заложил своим дебютным
альбомом основы рок-авангарда — экспериментальной
музыки, нередко с сатирическим или даже
антисоциальным подтекстом.
Для британской музыки того же времени были
характерны инновации в области поп-рока. The Kinks,
уйдя от жёсткого гитарного звучания, пришли к
поп-рок-музыке с сильным влиянием мюзик-холла и без
элементов психоделии, которая получила название
брит-поп и возродилась в 1990-х годах. Элементы идей
The Kinks использовали многие группы британского
вторжения. В 1965 году The Beatles также пошли по
пути совершенствования своего раннего звучания. Их
работы 1965—1966-х годов сочетали элементы ранней
психоделии, брит-попа и бита; при этом аранжировки
не были строго привязаны к составу группы, которая
начала активно использовать студийные возможности.
Эти работы стали одним из эталонов поп-рок-музыки.
Развитие хеви-метала
NWOBHM и её влияние
После спада в развитии метал-музыки, связанного с
появлением панк-рока, в начале 80-х в Британии
началась знаменитая «New Wave Of British Heavy Metal»
(NWOBHM, «новая волна британского хэви-метала»).
Хэви-метал второй волны базировался на наработках
Black Sabbath, AC/DC, Judas Priest; все три группы
продолжали активную творческую деятельность в 1980-е
годы, причём AC/DC записали ряд пластинок,
считающихся эталонами жанра, а Judas Priest 80-х
сформировали основные принципы NWOBHM как в музыке
(жёсткое, агрессивное, тяжёлое звучание двух гитар),
так и в имидже.
Iron Maiden
Одной из наиболее влиятельных групп NWOBHM стали
Iron Maiden, которые доработали стиль, агрессивную
гитарную атаку, принципы хэви-металлического соло до
идеала. Музыка Iron Maiden была быстрой, громкой,
что сочеталось с сильным и мелодичным вокалом.
Патетичные мистические и оккультистские тексты Iron
Maiden испробовали лишь на одном альбоме; тем не
менее для многих групп NWOBHM подобная лирика стала
преобладающей. Другими группами, участвовавшими в
формировании хэви-метала 80-х, стали Def Leppard,
Angel Witch, Saxon, Blitzkrieg. Быстрые, с
необычайной энергетикой Motorhead, которые
«присоединились» к NWOBHM, стали основателями
ускоренного поджанра спид-метал.
Новая форма метала получила развитие и в других
странах: в Германии эти идеи развивали Accept
(которые также внесли вклад в развитие спид-метала),
в Америке — Manowar. Сочетание идей NWOBHM и спида
породило пауэр-метал, отцом которого считается Кай
Хансен, который прямо или косвенно принял участие в
большей части германских пауэр-метал групп:
Helloween, Gamma Ray, Iron Savior, Blind Guardian и
пр. Наряду с перенятым мелодизмом NWOBHM, яркой
чертой пауэр-метала стало использование в текстах
фэнтезийной тематики.
С появлением альбомов Джо Сатриани, Джорджа Линча,
Стива Вая начинает развиваться инструментальный
хеви-метал.
Глэм-метал и хэир-метал
Вычурный имидж таких тяжёлых глэм-артистов 70-х, как
Элис Купер, Aerosmith, Sweet, Kiss, послужил основой
для формирования в начале 80-х поджанра, называемого
глэм-метал. Наряду с исполнителями 70-х (частью
продолжавших творческую деятельность), у его истоков
стояли Mötley Crüe, W.A.S.P., Ratt. Активно
участвовал в развитии жанра начавший сольную карьеру
Оззи Осборн. Новую жизнь в жанр вдохнули Guns N'
Roses, в 1987 году начавшие играть глэм-метал с
сильным влиянием пост-панка и даже ритм-энд-блюза.
То, что глэм-метал был в значительной степени
основан на имидже, повлекло за собой превращение
соединение глэм- и поп-метала в предельно
мейнстримовом жанре «хэир-метал», продолжавшем
традиции «arena rock» — патетичные стадионные шоу и
вычурный, претенциозный имидж. Популярности в
поп-метале добились Bon Jovi, Europe, Cinderella,
Poison; тем не менее, многие поп-метал-группы
существовали в отрыве от глэм-имиджа (Def Leppard,
Van Halen).
Трэш-метал и брутальный метал
Нередко хэви-метал группы в поисках своего саунда
экспериментировали с элементами панк-рока. Так
появился трэш-метал — ускоренная, утяжелённая версия
хэви-метала с басовыми тремоло, скоростными
виртуозными гитарными соло и значительно более
серьёзными текстами. Основатели и самые знаменитые
представители стиля — Metallica, ставшие одной из
самых знаковых, влиятельных и знаменитых групп
метала вообще. Их классические альбомы 1980-х гг.
заложили основы стиля трэш-метал, развитые другими
ключевыми группами жанра — Slayer, Megadeth и
Anthrax, а также Exodus, Overkill, Testament.
Крупнейшей, помимо американской, сценой трэш-метала
стала немецкая, представители которого (Kreator,
Sodom, Destruction) ещё больше ужесточили,
брутализировали звук Metallica и Slayer.
В 1981 г группа Venom записала первый альбом в стиле
блэк-метал — где брутальный, скоростной саунд был
доведён до предела, а мистический имидж в духе Black
Sabbath был преобразован в практически сатанистский.
Наряду с Venom, в ряду первопроходцев жанра —
Bathory и норвежские группы Darkthrone и Mayhem. Ещё
большей[источник не указан 446 дней] брутальности
добились основатели жанра дэт-метал — вокал,
напоминающий звериный рык (гроулинг), бешеные,
искажённо звучащие гитары и барабаны, неровный темп,
тексты о смерти. Среди основателей — Hellhammer
(позже Celtic Frost), Posessed и Death, чьи идеи в
дальнейшем развили Entombed, Morbid Angel, Cannibal
Corpse.
Однако самым брутальным жанром в рок-музыке стал
развившийся на основе брутального панк-рока и
хардкора под действием трэш-метала — грайндкор.
Скорость была доведена до возможного максимума
(вплоть до 600 ударов бас-бочки в минуту), вокал —
любой, кроме традиционного пения, максимально
тяжёлое звучание гитар, злобные или попросту
отвратительные тексты. Помимо самой известной группы
жанра Napalm Death, представителями его являются
Nasum, Gut, Disrupt, Regurgitate.
|
|
|
|
|