|
|
|
Хе́ви-ме́тал (англ. heavy
metal, дословно тяжёлый металл) — жанр рок-музыки,
первое и изначальное направление метала. Обычно этим
термином называют «классический» метал в том его
виде, в котором он был создан в начале 1970-х гг.
такими группами как Black Sabbath и Judas Priest.
Однако иногда под хеви-металом понимают метал вообще
(это особенно распространено на Западе)
Название
Относительно происхождения названия «тяжёлый металл»
— «Heavy metal» — существует несколько версий и
несколько источников. Писатель Уильям Берроуз
использовал слова Heavy metal в своих произведениях,
описывая инопланетян. Слова «Heavy metal thunder»
есть в песне группы Steppenwolf — «Born to Be Wild»,
выпущенной в 1968 году. Эвфемизм «heavy metal» среди
артиллеристов означал громкую канонаду, и,
по-видимому, изначально использовался по отношению к
хард-рок музыке как эпитет за громкость и
ритмичность.
Известно, что «Heavy metal» как музыкальный термин
был впервые применен к альбому Kingdom Come группы
Sir Lord Baltimore критиком Майком Сандерсом и
популяризован критиком Лестером Бэнгсом в его
статьях о Led Zeppelin и Black Sabbath. Поначалу
критики не делали никаких различий между
«хард-роком» и «хэви-металом», которые сейчас
считаются разными жанрами.
В английском языке нет различия между «металом» как
общим направлением и его изначальным, классическим
видом «хэви-метал». Однако в других языках, в том
числе в русском, понятия считаются отдельными.
Хард-н-хэви
Хард-рок зародился в Великобритании в конце 1960-х.
Уже в работах таких классических рок-групп, как
Rolling Stones, the Who и даже the Beatles начали
появляться более скоростные и тяжёлые композиции. Но
наибольшего развития хард-рок достиг в
начале-середине 70-х в музыке таких групп, как Led
Zeppelin, Deep Purple, Black Sabbath и других. В
хард-роке впервые центральную роль начинает играть
гитара и гитарист, вся музыка строится вокруг его
риффов и соло. Хард-рок породил таких выдающихся
гитаристов, как Ричи Блэкмор, Тони Айомми и Джимми
Пэйдж. Влияние на развитие жанра также оказали
прогрессив-рок группы, такие как Uriah Heep, Genesis
и Blue Oyster Cult, с их продолжительными, сложными
гитарными соло.
Примерно в этот период появился термин «хэви-метал»,
которым поначалу обозначали просто самые громкие
хард-рок группы. До появления «новой волны»
британского металла, термины использовались
критиками как взаимозаменяемые. Многие группы,
относимые в то время к хэви-метал, например, Led
Zeppelin, позднее стали считаться преимущественно
хард-рок группами. Сами музыканты, например,
участники Deep Purple и AC/DC, не любят, когда их
называют «металлистами» или «Хэви-металом». Критики
пользуются термином «хард-н-хэви» (хард-рок энд
хэви-метал), для обозначения таких пограничных
групп.
Английский хард-н-хэви породил волну подражания в
США, где появились группы Kiss, Aerosmith,
Guns'n'Roses. В Австралии сформировалась группа AC/DC.
В Германии стиль «хард-н-хэви» прививала группа
Scorpions.
Глэм-метал
В США тяжёлый рок был часто сопряжён с ярким
элементом шоу, вызывающими костюмами и откровенно
сексуальным поведением исполнителей. При этом,
музыка амерканских хард-н-хэви-групп становилась
более энергичной, дальше от импровизаций и
виртуозности хард-рока и мелодики блюза, хотя в
основном оставалась в рамках хард-н-хэви. Это
направление, смешение хард-н-хэви с глэм-роком,
назвали глэм-метал, или хэйр-метал (металл
волосатых). Первопроходцами направления стали Kiss и
Элис Купер, а такие группы, как Mötley Crüe и
Twisted Sister, подняли глэм на вершину мэйнстрима
своего времени, в особенности в США. Глэм-метал
команды отличались своеобразным чувством юмора,
создавая вызывающе непристойный имидж (губная
помада, макияж, обтягивающая одежда) и исполняли
вызывающие, по тем временам, тексты о сексе и
прожигании жизни.
В 1984 году вышел псевдо-документальный фильм «Это —
Spinal Tap», пародирующий стилистику раннего
хэви-метал и глэм-метал.
Новая волна британского хэви-метала
В конце 1970-х гг. стремительно набравший
популярность панк-рок потеснил металлическую сцену в
андеграунд как в Англии, так и в США, где
метал-песни надолго исчезли из хит-парадов. Однако
вскоре ситуация на Туманном Альбионе претерпела
изменения. Вдохновлённые панковским «самиздатовским»
подходом многие молодые и талантливые металлические
группы принялись сами организовывать свои концерты,
издавать альбомы за свой счёт.
Культурный прорыв на британской сцене получил
название «Новая Волна Британского Хеви-Метала»
(англ. New wave of British Heavy metal, сокращённо
NWoBHM). Название было дано корреспондентом журнала
Sounds Джеффом Бартоном. Характерными
представителями НВБХМ стали Judas Priest, Iron
Maiden и Motörhead. Группа Venom, считающаяся
прародительницей блэк-метала, обрела свою
популярность также на гребне Новой Волны. Помимо
вышеназванных флагманов движения в своё время
известность приобрели Saxon, Sledgehammer, Diamond
Head и др.
Эти группы отличались от хард-н-хэви-групп гораздо
более скоростным и резким звучанием. Ключевой
приметой стиля НВБХМ стал «галоповый» рифф, на
котором держались их композиции. Вокал стал более
резким, гитарные соло — более скоростными. Некоторые
группы испытывали влияние панк-рока.
Кроме того, резко изменилась эстетика, сформировав
ту, что сейчас привычна для хэви-метал. Группы НВБХМ
пели о войне, Апокалипсисе, смерти и «ужастиках»,
устраивали на концертах хоррор-шоу (эталоном стал
Эдди, зомби-талисман Iron Maiden), рисовали
вызывающие обложки альбомов с черепами и дьяволами.
Музыканты появлялись на сцене в новом имидже. Вместо
джинсов и широких рубашек эпохи хиппи, характерных
для хард-рок групп 70-х, они одевались в
обтягивающие трико и отращивали длинные волосы.
Многие также начали использовать в своем имидже
кожаные куртки с заклёпками и цепями и выезжать на
сцену на мотоциклах. Первопроходцем в этом отношении
стал Роб Хэлфорд, вокалист Judas Priest.
Распространение
В Америке хэви-метал «новой волны» был менее
популярен, многие американские группы, такие как
Manowar, Virgin Steele, Savatage, предпочитали
издаваться на английских лэйблах, и выступать в
Британии. Мода на хэви достигла и США, но вскоре его
затмила американская волна трэш-метал. Manowar
подхватили и окончательно привили «металлическую»
моду в одежде: кожаные аксессуары, цепи, чёрные
майки с логотипами групп.
Вслед Scorpions, в Германии появились свои группы,
такие как Accept, Doro, и др. В СССР первые тяжелые
группы появились еще в начале 80-х, но из-за
цензурных ограничений, введенных Андроповым и
Черненко в 1982-85, настоящее развитие метал-сцены
началось во второй половине 80-х, в перестройку.
Группы Чёрный кофе, Ария, Легион, Мастер, Круиз и
Чёрный Обелиск стали первопроходцами стиля.
Благодаря их популярности, особенно группы Ария,
хэви-метал стал самым распространенным метал-жанром
России на десятилетия. Во Франции хэви-метал был
представлен группой Trust.
Метал породил субкультуру своих поклонников — т. н.
металлистов. Им присущ имидж, включающий в себя
кожаные куртки и штаны, металлические цепи и
заклёпки, а также чёрные майки с символикой
метал-групп. «Коза», жест двумя пальцами руки, стала
постоянным атрибутом концертов тяжёлой музыки.
Изначально этот жест использовался суеверными, чтобы
отпугивать злых духов, но в среде металлистов стал
знаком одобрения, приветствия исполнителю.
Хэви-метал в наши дни
Хэви-метал послужил основой для всех последующих
разновидностей металла. В начале 80-х многие
хэви-метал группы начали увеличивать скорость,
агрессивность и ритмичность своего звучания, образуя
новые виды металла. Более мелодичные из них
образовали спид-метал, ставший прародителем
пауэр-метала и неоклассик-метала. Более радикальные
создали трэш-метал, из которого в конце 80-х и в
90-е выросла вся сцена экстремального металла. В
начале 90-х некоторые группы, обращавшиеся в
прошлое, к размеренному ритму хард-н-хэви, создали
дум-метал и готик-метал.
С появлением многочисленных ответвлений металла,
новых групп, играющих классический хэви-метал стало
появляться меньше. В основном элементы традиционного
хэви сохранились у некоторых пауэр-метал групп,
снизивших скорость и увеличивших тяжесть, таких как
HammerFall, Edguy, и др. Многие группы, начинавшие с
трэш-метал, такие как Metallica, Megadeth и Iced
Earth, позднее начали склоняться к хэви-метал.
Играющая хард-н-хэви группа Lordi в 2006 году
выиграла конкурс песни Евровидение.
Консервативная русская сцена продолжает порождать
группы с звучанием в духе 80-х, среди них Артерия,
Натиск, Театр теней, Ольви.
|
|
|
|
|