|
|
|
Готик-метал (или
готический метал) — жанр метал-музыки, совмещающий
мелодику готик-рока с тяжёлым звуком метала.
Развитие стиля началось в середине 1990-х гг. в
Европе; его истоки — в дэт- и дум-метале.
Свидетельством связи дум- и готик-метала является,
например, творчество групп Paradise Lost, My Dying
Bride и Anathema, которых называют пионерами
готик-метала и в то же время «большой троицей
дум-дета». Более новаторские образцы жанра —
творчество The Gathering и Theatre of Tragedy, а
также многих их последователей, которые, в
частности, привнесли в метал высокий женский вокал.
Нередко звучание групп разных направлений
готик-метала существенно отличается.
История
Предшественники
Вопреки очевидным различиям как в исполнении, так и
в тематике песен готик-рока и метала, в рок-музыке
существовали группы, которым ещё до появления
готик-метала удалось отчасти соединить в своём
творчести два этих направления и повлиять на их
дальнейшее развитие.
По мнению многих готов, хэви-метал — это грубо
исполненная, необработанная, мачо-антитеза всему
тому, что представляет их музыка. Термин,
равноценный оскорблению, используется, чтобы напрочь
отмести любое агрессивное или построенное на гитаре
звучание. Однако некоторые храбрецы идентифицируют
дебютный альбом Black Sabbath как первую
готик-роковую запись. Титульный трек альбома
описывает сатанинский обряд с использованием шума
дождя и ударов колокола, в то время как на обложке
альбома изображена одетая в чёрную мантию
призрачного вида девушка, стоящая на кладбище,
снятая через бледно-жёлтый фильтр.
Само имя группы было позаимствовано из фильма Бориса
Карлоффа «Black Sabbath». Как одни из первых
представителей жанра, Black Sabbath имели огромное
влияние на развитие хэви-метала. Также они иногда
рассматриваются как пионеры дум-метала, а иногда и
как «абсолютный прототип готической тяжести» («absolute
prototype gothic heavies»).
Уберите у Black Sabbath их металическое значение и,
возможно, вы получите потрясающий готический альбом
из их первых пяти LP, с каждой последующей точкой
соотношения и неизменным требованием.
Другими предшественниками готического метала можно
считать «отцов-основателей американского готик-рока»
Christian Death. После серьёзных изменений в составе
группы в 1985 году (коллектив покинул певец и
основатель Розз Уильямс (англ. Rozz Williams)) под
руководством гитариста Вэйлора Кэнда (англ. Valor
Kand) Christian Death стали играть более
метал-ориентированную музыку. Их альбомы Sex and
Drugs и Jesus Christ описывались как «хэви-гот-рок,
граничащий с металом» («heavy goth-rock bordering on
metal») The Sisters of Mercy являлись ещё одними
«отцами-основателями» готик-рока, которые с альбомом
Vision Thing (1990) обратились к простому гитарному
року.
В 1980-е годы бывший фронтмен Misfits Глен Данциг
также «оккупировал безлюдную землю между готикой и
хэви-металом». С распадом своей второй группы
Samhain в 1988 году и созданием собственного
коллектива Danzig Данциг продолжил совмещать
металические риффы с «тяжело идеализированной,
задумчивой готической чувствительностью» («a heavily
romanticized, brooding, gothic sensibility»).
Датская метал-группа Mercyful Fate демонстрировала
«готическую одержимость злом и оккультизмом». После
распада группы фронтмен коллектива King Diamond
продолжил исследования в области музыкального
повествования готических историй в рамках сольного
проекта.
Швейцарская группа Celtic Frost была ещё одной
предтечей готик-метала, воплощая в своих альбомах
влияние, оказанное на них Bauhaus и Siouxsie & the
Banshees.
Что касается развития в 1990-е годы волны готических
и симфонических групп, я бы отметил, что для них
ключевую роль сыграл альбом Celtic Frost Into the
Pandemonium. Ни Therion, ни Paradise Lost не
выступили (досл. звучали) бы так, как мы без Celtic
Frost.
Корни
Готик-метал как музыкальный стиль по-настоящему
начал формироваться в начале 1990-х гг. на севере
Англии. Три группы — Anathema, Paradise Lost и My
Dying Bride — представляли собой сердцевину этого
движения. Все три команды в своих корнях имели
дэт-метал, но на них также оказало влияние то, что
вокалист Paradise Lost (англ. Nick Holmes) назвал
«по-настоящему унылым, тёмным звучанием» Dead Can
Dance.
Paradise Lost первыми из трёх команд начали
музыкальную деятельность, сформировавшись в 1988
году в Галлифаксе (Англия). Их ранние альбомы
помогли «определить законы дум/дет-метала:
перемалывающие дисгармоничные хоралы скорби,
увенчанные дэт-металическим гортанным вокалом». Их
альбом Shades of God (1992) был переходом к
последующему альбому Icon, представляющим поворотную
точку для группы с экспериментальным использованием
синтезаторов, цимбал, пианино и ангельского женского
вокала. Ко времени выхода альбома Draconian Times
музыка Paradise Lost твёрдо стояла «между гнетущим
готик-роком и сокрушающим хэви-металом».
В Галифаксе в 1990 году была сформирована ещё одна
группа — родоначальница готик-метала — My Dying
Bride. «Готические ноты» уже прозвучали на их дэт/думовом
альбоме 1994 года Turn Loose the Swans. С альбомом
The Angel and the Dark River группа «отбросила любые
дэт-металические влияния, бережно используя скрипки
и клавишные, чтобы усилить задумчивые отступления».
Мы знали, что когда Celtic Frost исчезли и
превратились в глэм-роковую группу, остался рынок
для такого типа сверх-авангардных групп, которые
делают что-то немного сверхъестественное и
необычное. Paradise Lost делали подобные вещи, но я
не думаю, что у них была более романтичная грань. Мы
определённо работали на ту готическую
притягательность, и я действительно не уверен,
почему.
В 1990 году также сформировалась группа Anathema из
Ливерпуля. Как Paradise Lost и My Dying Bride они
начинали как death/doom metal гибрид. С уходом
вокалиста Даррена Уайта (англ. Darren White) в 1995
Anathema оставили «свой традиционный death metal
саунд позади» с изданием альбома Eternity. Вскоре
очень многие европейские группы, изначально играющие
дэт-метал, в поиске развития собственного звучания,
обратились к использованию готичной романтики,
симфонических инструментов женского вокала и т. д.,
что привносило существенное разнообразие в их
творчество. Путь, пройденный My Dying Bride,
Paradise Lost и Anathema, в скором времени повторили
голландцы The Gathering («их дебютный альбом Always
(1993) в стиле дэз-метал был уникальный в плане
использования клавиш, ведь в этом, всецело гитарном
жанре подобный ход выглядел едва ли не
богохульством»), шведы Tiamat (начиная деятельность
как дэт-металическая группа в 1994 году они издали
альбом Wildhoney, «вызвавший бурное одобрение в
металических кругах за свою задумчивую готическую
атмосферу»), португальцы Moonspell (начинали своё
творчество с блэк-метала, но очень скоро обратились
к готик-металу), греки On Thorns I Lay, шведы Lake
of Tears, итальянцы Lacuna Coil и многие другие.
Даже в Америке, обычно равнодушной к готике, в 1990
году появилась группа Type O Negative, которая
играла «мелодраматический готик-рок», «содержащий
длинные песни, построенные на простых риффах,
театральном кричащем вокале, церковном органе,
вокальных пассажах и странном механическом шуме».
До Type O Negative не существовало такой вещи как
готик-метал.
Современный успех
В новом тысячелетии многие представители
готик-метала достигли признания критики и
коммерческого успеха. Moonspell выиграли награду «Best
Portuguese Act» Award at the 2006 MTV European Music
Awards. Через год Within Temptation были удостоены
награды «Best Dutch & Belgian Act» Award at the 2007
MTV European Music Awards.
Within Temptation, Lacuna Coil и Nightwish имеют
впечатлющие продажи альбомов.
В 2003 году рок-группа Evanescence также достигла
коммерческого успеха с выходом их первого альбома
Fallen.[36] Вопреки сравнению группы с другими
представителями стиля как Within Temptation и Lacuna
Coil,[37] Evanescence не всеми расцениваются как
металлическая группа.
Характеристика
Красавица и чудовище
Уже в 1985 году Celtic Frost использовали оперный
женский вокал на некоторых песнях из альбома To Mega
Therion. Paradise Lost также начали использование
женского оперного вокала со своего первого альбома
Lost Paradise The Gathering также включили женский
вокал на их дебютном альбоме Always... с Marike
Groot, аккомпаниирующей Bart Smits. В следующем году
вышла пластинка Almost a Dance с главным вокалом
Niels Duffhues и женским вокалом Martine van Loon. С
альбомом 1995 года Mandylion они прекратили
использование мужских вокалов, полностью заменив их
вокалом Anneke van Giersbergen.
В том же 1995 году норвежская группа Theatre of
Tragedy издала свой одноимённый альбом дебютный
альбом, который включил соединение гортанного
гроулинга Raymond Rohonyi и сопрано Liv
Kristine.Этот вокальный контраст с тех пор стал
относиться к так называемому стилю («красавица и
чудовище») «beauty and the beast». Theatre of
Tragedy с тех пор упоминались как одни из пионеров
жанра и часто влияли и были образцом для других
похожих групп.
Когда мы начали смешивать женский голос с элементами
дума и готики, это было недостаточно брутально для
thrash metal или недостаточно злобно для black metal,
а вместо мужчины была женщина. Это было ни на что не
похоже.
Вскоре появились новые группы, которые стали
соединять дэтовый гроулинг и женский оперный вокал.
Trail of Tears сформировались в 1994 году, Tristania
и The Sins of Thy Beloved возникли в 1996 году. Все
три норвежские группы издали свои дебютные альбомы в
1998 году. В составе восьми участников, The Sins of
Thy Beloved добавили к традиционному звучанию жанра
скрипичные партии Pete Johansen'а. Особенностью
Tristania было использование трех различных стилей
пения от оперного сопрано Vibeke Stene, чистого
высокого тенора Østen Bergøy до грубого,
блэк-металлического визга Morten Veland.»
Итальянский секстет Lacuna Coil также использует как
мужской, так и женский вокал Cristina Scabbia и
Andrea Ferro. Сформировавшись в Милане в 1994 году,
они издали демо-запись в 1996 году с сильным
влиянием Paradise Lost и Type O Negative. A После
издания Lacuna Coil, EP (1998) и дебютного альбома
In a Reverie (1999) группа стала одним из главных
представителей жанра. В 2002 году Lacuna Coil
выпустила альбом Comalies, получивший восторженные
отзывы от поклонников со всего мира. К 2004 году
альбом Comalies стал самым продаваемым CD в истории
лейбла Century Media. И хотя жанр gothic metal тогда
оставался европейским явлением, Lacuna Coil успешно
транслировались и в США.
В то время как Lacuna Coil и норвежские группы
использовали мужской "рычащий вокал", другие
металлические группы, появляющиеся в это время,
полностью положились на женские голоса. Австрийская
группа Dreams of Sanity сформировалась в 1991 с
дебютным альбомом Komödia, вышедшем в 1997 году.
Альбом продемонстрировал звучание на границе
готик-рока и хэви металла в сочетании с женскими
вокальными партиями Sandra Schleret и Martina
Hornbacher
Within Temptation была образована в 1996 году с
Sharon den Adel в качестве главной вокалистки. На их
творчество повлияла музыка таких групп как Paradise
Lost, Anathema, and My Dying Bride. Их ветвь
готик-металла сочетает силу хард-рока с чистотой и
великолепием симфонической музыки, превратив их в
одну из самых популярных групп у себя в Нидерландах.
Музыкальные характеристики
Готик-метал сочетает мрачную атмосферу готик-рока с
агрессивными гитарными риффами метал-жанров. Среди
распространенных характеристик музыки — медленные,
мрачные гитарные партии, «атмосферные» партии
клавишных и хоровое сопровождение.
Ранние группы готик-метала — Paradise Lost, My Dying
Bride, the Gathering — начинали как дум-металические
коллективы, оказав основное влияние на жанр. Однако
последующие группы расширили рамки жанра в различных
направлениях и кроссоверах. Cradle of Filth принесли
элементы готики в блэк-метал, Trail of Tears — в
дэт-метал, Draconian соединили ее с дум-металом,
After Forever и Epica — с симфо-металом, Leaves Eyes
— с фолк-металом.
В готик-метале используются много различных видов
вокала. Мужские голоса варьируются от брутального
гроула и скрима до чистого тенора и баритона.
Женский вокал часто бывает классически
тренированным, «оперным», однако встречаются и
другие варианты, вплоть до женского гроула.
Готик-метал имеет тенденцию к включению в состав
вокалисток, что нередко заставляет СМИ причислять к
нему группы из смежных жанров, если они используют
женский вокал. Нередки дуэты вокалистов с разным
стилем исполнения.
Тематика
Тексты готик-металлических песен имеют тенденцию к
депрессии и меланхолии, унаследованным от дум-метал
и пионеров жанра. Душевные переживания, грусть,
негативные эмоции, разочарование в жизни и даже
суицид нередко становились темой песен Paradise Lost,
Anathema и других групп. Особенно часто встречается
тема потерянной любви, к которой обращались Theatre
of Tragedy, Draconian и Leaves' Eyes. Другим
источником вдохновения для текстов в готик-метале
служат готические романы, фэнтази, романтика ужасов
и загадки. Однако фантастический элемент в лирике
готик-метал групп редок и присутствует только как
аллегория для выражения чувств лирического героя. По
словам Кристины Скаббия, вокалистки готик-группы
Lacuna Coil, «слушатель может лучше проникнуться
пониманием песни, если она повествует о человеческих
взаимоотношениях».
|
|
|
|
|