|
|
|
Нью-метал (англ. nu metal,
производное от англ. new metal — новый метал) —
поджанр альтернативного метала, появившийся в
середине 1990-х годов. Являет собой смешения
альтернативного метала и гранжа с такими стилями,
как грув-метал, хардкор, индастриал-метал, рэпкор и
пр. Большинство коллективов смешивают ню-метал с
другими жанрами, вследствие чего образовались
несколько основных и огромное количество менее
популярных поджанров. В конце 1990-х и начале 2000-х
годов этот жанр являлся одним из самых
востребованных на рынке рок-музыки.
Поджанр получил название из-за явного утяжеления
музыки. Метал как бы обнажил свою сущность. Оттого и
получил приставку "nu".
Ранний Nu-Metal
Смерть лидера легендарной группы Nirvana, Курта
Кобейна, в 1994 году дала толчок к сильному развитию
альтернативной музыки с гранж-составляющей. Чистый
ню-метал в том виде, в котором его создали
основоположники жанра, представляет из себя смешение
грув-метала и гранжа. Очень часто используется
гранжевый ход «спокойно-резко», то есть в куплете
музыка и вокал имеют небыстрое спокойное звучание, а
в припеве вокал срывается на крик, в ход идут
жесткие гитарные риффы, хотя бывает и обратное.
Мелодика довольно разнообразная для разных групп,
много внимания уделяется специфическому ритму. В
звучании гитар как правило много дисторшн, а именно
в раннем ню-метале в группах как правило было по два
гитариста.
Первые эксперименты со звучанием близким к ню-металу
были замечены за разными и далеко не всегда
альтернативными группами. Здесь стоит отметить Faith
No More, Killing Joke, Sepultura. Послушав их записи
можно легко найти многие элементы, которые
впоследствии соединили первопроходцы ню-метала.
Однако, принято считать, что первыми группами в этом
стиле являются Korn, выпустившие свой первый
полноформатный альбом в 1994-м и Deftones,
дебютировавшими в 1995-м. Несмотря на то, что Korn
фактически всегда были более популярной группой,
однако от Deftones стиль перенял тоже не мало.
Например в творчестве группы Linkin Park отчетливо
угадывается мелодика Deftones только в менее тяжелом
исполнении и с рэп-читкой.
После этого были Orgy, Limp Bizkit, Slipknot, Staind,
каждая из этих групп принесла в жанр очень много
свежих идей, сделав ню-метал к концу 90-х одним из
самых популярных стилей в музыке вообще и в
альтернативе в частности. Пик популяризации стиля
пришелся на выход альбома Korn - Follow The Leader в
1998 году, где группа не только довела до блеска
звучание, но и провела эксперименты, включив в
альбом песни с рэп-читкой. Альбом достиг первого
места в крупнейших чартах Америки, Канады и
Австралии, получил множество наград, по данным RIAA
в США получил статус 5х платинового. Разнообразие и
широкие рамки стиля привели к тому, что некогда
узкий стиль почти андеграундной альтернативы
середины 90-х, необычайно разросся и в прессе термин
ню-метала стали крепить к любой альтернативной
музыке, не вписывающейся в рамки гранжа. Тем не
менее до конца ХХ века было выпущено достаточно
большое количество альбомов, чтобы отделить ранний
nu-metal от того, что было в новом тысячелетии.
Вот лишь некоторые из альбомов, имеющие характерные
черты стиля
Korn - 1994 - Korn
Deftones - 1995 - Adrenaline
Korn - 1996 - Life Is Peachy
Limp Bizkit - 1997 - Three Dollar Bill, Yalls
Deftones - 1997 - Around The Fur
Godsmack - 1998 - Godsmack
Orgy - 1998 - Candyass
Korn - 1998 - Follow The Leader
Slipknot - 1999 - Slipknot
Korn - 1999 - Issues
Limp Bizkit - 1999 - Significant Other
Limp Bizkit - 2000 - Chocolate Starfish And The
Hotdog Flavored Water
Deftones - 2000 - White Pony
Korn - 2003 - Take a Look in the Mirror
Limp Bizkit - 2005 - The Unquestionable Truth (Part
1)
Поздний Nu-Metal
В результате огромной популярности первых ню-метал
групп в конце 90-х и начале 2000-х на сцене
появляется множество групп-клонов, групп, снижавших
тяжесть звучания, убиравших многие характерные
особенности стиля, но при этом оставаясь в рамках
ню-метала. Так, в новом веке появилось много
ню-метал групп, совмещающих в себе пост-гранж,
альтернативный рок, рэпкор и индастриал. Так или
иначе рамки жанра еще более расширились, а тяжесть и
агрессивность музыки начала уступать более
мелодичным партиям. Надо сказать, что ню-метал с
самого начала представлял из себя некий баланс между
мелодичными партиями около гранжевой музыки и
жесткими проигрышами в духе грув-метала или
индастриала. Но в начале нового века мелодичность и
легкость звучания у новых групп начала сильно
превалировать.
Помимо однодневных групп-клонов на сцене появляются
и новые более заметные исполнители, самые выдающиеся
из которых создали свое неповторимое звучание на
основе уже существующих заготовок. В частности стоит
отметить Disturbed, Linkin Park, System Of A Down,
Mudvayne, Stone Sour.
Отдельно стоит упомянуть рэпкор, ставший в это время
исключительно смесью ню-метала и рэпа. Тогда как
раньше под рэпкором понималась музыка Rage Against
The Machine и некоторые записи нью-скул хардкор
групп с рэперами, например Biohazard.
К середине 2000-х в стиле назревает кризис по одной
простой причине - за десять лет существования в
жанре было придумано и сделано все, что только
можно. Все новые альбомы и новые коллективы отходят
от рамок и без того широкого стиля и появляются
первые эксперименты с другими стилями музыки.
Элементы ню-метала появляются в грув-метале,
металкоре, пост-гранже, фанк-метале и даже
прогрессив-метале. Среди подобных экспериментов
наиболее примечательны работы Slipknot (2001 - Iowa),
Bullet For My Valentine (все творчество), Raunchy
(позднее), Skindred, Celldweller (поздние альбомы с
индастриал-металом), A Perfect Circle. К
сегодняшнему дню большинство лучших представителей
стиля в большей или меньшей степени находятся в
творческом кризисе, распались либо временно
прекратили работу. Судьба Slipknot под вопросом,
последние альбомы Korn продаются существенно хуже
первых, а внимание широкой публики приковала новая
волна эмо. К слову эта, уже третья, волна эмо-музыки
пользуется такой популярностью отчасти и из-за того
что активно использует элементы альтернативы.
Многие участники популярных ню-метал групп в
последние годы активно выпускают сольные альбомы, а
именно - экс-гитарист Limp Bizkit Вес Борланд ушел в
собственную группу Black Light Burns, экс-вокалист
System of A Down Серж Танкян сейчас занимается
сольным проектом имени себя, экс-гитарист Korn
Брайан Вэлч также выпустил собственный сольный
альбом под своим старым псевдонимом Head.
Параллельно с работой в Slipknot вокалист Кори
Тейлор и гитарист Джеймс Рут периодически
возвращаются к своей группе Stone Sour.
Также стоит отметить, что Nu Metal является хорошей
стартовой площадкой для начинающих исполнителей:
технически простая музыка, имеющая просторы для
экспериментов. Таким образом, многие коллективы,
начинающие с Nu Metal'а, выпустив один-два альбома
постепенно уходят из этого стиля. Например, в
позднем творчестве Slipknot практически не заметны
проявления жанра Nu Metal. Также, например, музыка
System Of A Down стала более спокойной, более
мелодичной в последних альбомах.
Таким образом к сегодняшнему дню за 14 лет
существования ню-метал прошел все возможные ступени
развития музыки: от выступлений в дешевых клубах и
потертых демо-кассет до мультиплатиновых дисков и
десятков миллионов преданных фанатов.
Список наиболее заметных ню-метал альбомов позднего
периода
Linkin Park - 2000 - Hybrid Theory
Disturbed - 2000 - The Sickness
Godsmack - 2000 - Awake
Slipknot - 2001 - Iowa
System Of A Down - 2001 - Toxicity
Drowning Pool - 2001 - Sinner
Korn - 2002 - Untouchables
Stone Sour - 2002 - Stone Sour
Skindred - 2002 - Babylon
Deftones - 2003 - Deftones
Godsmack - 2003 - Faceless
Limp Bizkit - 2003 - Results May Vary
Linkin Park - 2003 - Meteora
Evanescence - 2003 - Fallen
Ill Niño - 2003 - Confession
Slipknot - 2004 - Vol. 3: The Subliminal Verses
Korn - 2005 - See You on the Other Side
Deftones - 2006 - Saturday Night Wrist
Korn - 2007 - Untitled
HEAD - 2008 - Save Me From Myself
Инструменты и характерные черты
Гитары
Звучание электрогитар в ню-метале самое
разнообразное, так как стиль являет собой смесь из
самых разных жанров. Но есть несколько черт,
обязательных для практически всех настоящих ню-метал
команд. Это конечно же сильный дисторшн и очень
часто в сочетании с другими гитарными эффектами.
Классического чистого и легкого дисторшена в духе
хэви-метала 80-х практически нет, вместо них
грязные, либо максимально загруженные перегрузом и
эффектами риффы в сочетании с мощной бас-партией
дают несложное технически но тяжелое и мощное
звучание. Символ тяжелой альтернативной музыки -
электрогитары Ibanez, на них играют многие гитаристы
в ню-метале. Строй гитары в данном стиле опускается
в Drop D (верхняя струна опускается на тон, что
позволяет брать на инструменте на два басовых
пауэр-аккорда больше), Drop C (аналогично к
предыдущему все остальные струны опускаются на тон,
а верхняя 6-я на два, что позволяет играть намного
больше аккордов в более низкочастотном басовом
спектре гитары), и даже Drop B (методика аналогична
- струны опускаются еще на полтона, звучание
получается совсем уж грязным и басовым, такая
настройка используется, например, в SlipKnot. Помимо
стандартных шестриструнных гитар некоторые группы
часто используют семиструнные (к строю добавляется
одна басовая струна, что еще более расширяет
количество доступных низкочастотных нот и аккордов),
например Korn и Limp Bizkit. Зачастую риффы берутся
из грув-метала. Когда Korn начинали играть свои
первые туры, Манки и Хэд, гитаристы группы,
говорили, что гитарные соло - пережиток прошлого,
что с ними музыка становится скучной и неинтересной.
Поэтому в творчестве Korn ни в одной песне нет ни
одного гитарного соло, а во всем стиле можно
пересчитать по пальцам гитаристов, которые их
играют. Поэтому гитара в ню-метале это прежде всего
ритм-партия.
Бас
Бас-партии зачастую играются слэповой техникой, что
заимствуется из фанк-метала. На место стандартных
четырехструнных бас-гитар зачастую берутся
5-струнные, что серьезно увеличивает возможности
бас-гитариста. Одной лишь басовой партией нередко
сопровождаются куплеты или вступления к песням.
Ударные
Использование двойных бас-бочек не сильно
распространено в стиле. Также нечасто применяются
скоростные перекаты по бас-бочкам и бласт-биты.
Вместо этого используются многие другие приемы из
неэкстремальных стилей рок-музыки. Для разнообразия
ударных партий группы Ill Nino и Slipknot используют
перкуссию, а ударные установки наиболее
примечательных барабанщиков в жанре - Шеннона
Ларкина из Godsmack, Джои Джордисона из Slipknot и
Майк Венгрен из Disturbed по количеству составляющих
ударную установку элементов не уступают другим
стилям современной метал-сцены.
Электроника
Неотъемлемая часть многих команд в Nu - электронные
сэмплы, без которых группа теряет свое особое
звучание. Используемые электронные сэмплы могут
заменять либо дополнять игру одного из двух
гитаристов (первые ню-метал команды почти всегда
состояли из двух гитаристов, один из которых играл
тяжелые грувовые риффы, а второй высокие и короткие
проигрыши, зачастую они сильно искажались и поэтому
и без того были похожи на нетипичное электронное
звучание), либо привносить в музыку
индастриал-звучание, как например у Celldweller.
Наиболее заметными ди-джеями в стиле являются DJ
Lethal из Limp Bizkit, Mr. Hahn из Linkin Park и DJ
Сид Уилсон из Slipknot.
Вокал
Эмоциональная окраска может меняться от отчаяния и
депрессивности до ярости и злого сарказма. Согласно
гранжевой структуре сохраняется резкий контраст в
темпе и напоре между куплетом и припевом. В целом
для жанра не характерны концептуальные альбомы,
однако есть несколько примеров, когда песни на
альбоме объединены одной идеей или подведены под
общую основу.
Лирика группы Disturbed основана на религиозной
тематике.
Альбом Staind - Tormented может считаться
полу-концептуальным - лирика песен альбома строится
вокруг изолированного от социального общения
человека, переживающего глубокую депрессию и
эмоциональные потрясения, перед первым треком
лирический герой произносит свой монолог, после чего
слышны звуки заряжающегося пистолета. После
финальной песни лирический герой произносит свои
последний предсмертные слова и совершает
самоубийство, далее идет скрытый трек "похорон".
Дебютный сольный альбом экс-гитариста Korn Брайана
Хэда Уэлча построен вокруг его личных переживаний и
религиозных убеждений.
Список групп, играющих в стиле
Adema
Amatory
American Head Charge
Bleed
Breaking Benjamin
Celldweller
Clawfinger
Coal Chamber
Deftones
Disturbed
Dope
Drowning Pool
Element Eighty
Flaw
Flyleaf
Godsmack
Hammer
HEAD
Ill Nino
Kittie
KoЯn
Limp Bizkit
Linkin Park
Maximum The Hormone
Panik(Nevada tan)
Mudvayne
Mushroomhead
Nevada Tan
Nonpoint
Orgy
Otep
P.O.D.
Papa Roach
Powerman 5000
Sevendust
Slot
Snot
Soulfly
SOiL
Staind
Static-X
Slipknot (ранние годы)
System of a Down (ранние годы)
Taproot
TailOut Cycle
Tracktor Bowling
Trapt
Twin Method
Underground Cave
Unloco
|
|
|
|
|