|
|
|
Прогре́ссив-ме́тал или
прогрессивный мета́лл (сокр. прог-метал) - подстиль
метала. Этот жанр основывается на прогрессивном роке
и включает в себя комплексные композиционные
структуры, причудливые музыкальные размеры и
интригующую технику игры на музыкальных
инструментах. Высочайший уровень профессионализма
музыкантов часто комбинируется с лирическим в форме
концептуальных эпических текстов, результатом
которых являются довольно длинные песни и
концептуальные альбомы.
История
Происхождение прогрессив-метала можно проследить в
таких прогрессив-рок группах 1960-х и 1970-х как Yes,
Pink Floyd, King Crimson, Genesis и Rush. Этот стиль
сформировался как отдельный, самодостаточный стиль
лишь к середине 80-х. Первым в истории крупным
музыкальным произведением в стиле прогрессив-метал
следует считать концептуальный альбом The Plague
(1983) британской группы Demon; их по праву можно
назвать основателями стиля.[источник не указан 39
дней] Группы Queensrÿche, Dream Theater и Fates
Warning взяли элементы прогрессивно-роковых групп –
инструментальную и композиционную структуру песен и
скрестили её с металом.
Наибольшую популярность прогрессив-метал приобрёл в
начале 90-х годов, когда песня группы Queensrÿche «Silent
Lucidity» (1990 Empire) ) неожиданно стала хитом на
радио и MTV. Нельзя отнести эту песню к «типичной»
прогрессив-металической, но именно благодаря ней
музыка группы Queensrÿche стала доступна для фанатов
и, помимо этого, дала толчок к развитию других
прогрессив-метал-групп во всём мире. В 1993 году
Dream Theater с песней «Pull Me Under» (из 1992
Images and Words) также приобретает мировую
популярность.
Разнообразие
Прогрессив-метал можно разбить на бесчисленное
множество подстилей, соответствующих другим
направлениям музыки, которые оказали влияние на
конкретные музыкальные коллективы. К примеру, две
группы, которые вполне можно отнести к обсуждаемому
жанру, - King's X и Opeth, находятся на
противоположных концах звукового спектра. King's X
более подвержены влиянию мэйнстрима и гранжа (grunge).
Парадоксально, но бас-гитарист группы Pearl Jam,
Джефф Амент однажды сказал: «King’s X изобрели гранж
как стиль», имея в виду то, что влияние этой группы
на весь гранж было очень велико. И в то же время
гроулинг вокалиста группы Opeth и тяжёлый звук гитар
(частично разбавленный готическими акустическими
пассажами) вполне можно отнести к стилю дэт-метал.
Европейская классическая музыка также оказала весьма
значительное влияние на весь жанр прогрессив-метала.
Такие группы, как Symphony X и Spock's Beard успешно
смешивают этот стиль с той сложностью и
великолепием, что присуща классическим
произведениям. Кроме того, такие проекты, как Liquid
Tension Experiment (создан участниками группы Dream
Theater) и группы, как Planet X (проект бывшего
клавишника Dream Theater Дэрека Шириньяна), имеют в
своём творчестве джазовое влияние с длинными
сольными секциями. Более того, Liquid Tension
Experiment представляют в своей музыке элементы
импровизации, которые не так редко встречаются в
хеви-метале, но не в такой высокой форме как у
Liquid Tension Experiment. Известные дэт метал
группы такие как Death и Cynic, в своих альбомах
скрестили прогрессив-метал, дэт-метал,а Cynic и
Atheist ещё и джаз/фьюжн в своей работе Focus.(Техничный
дэт-метал)
Во всем разнообразии прогрессивных команд, группа
Tool является самой популярной в своей нише. Tool
приобрели известность в середине 90-х годов,
выпустив свой второй по счёту альбом Ænima, который
и принёс им мировую известность. Их электрический
коктейль из хеви-метала, случайных музыкальных
размеров, комплексных структур и сложной лирики,
натолкнули многих на мысль о классификации их как
прогрессив-метал группы, хотя и с существенными
отличиями от многих традиционных команд. Тем не
менее, следующий альбом группы Tool 2001 года
Lateralus упрочил положение группы на прогрессивной
сцене с их комплексными структурами и высоко
концептуальным стилем, несмотря на то, что группа
стала более родственной к индустриальной музыке,
нежели к прогрессивной. В Италии особняком стоит
группа Presence - ее ранний стиль (1990-1996) может
быть охарактеризован как клавишный прог-метал с
женским вокалом, а нынешний настолько усложнился,
что от собственно метала там почти ничего не
осталось. Своеобразна французская школа -
прогрессив-метал в привычном виде во Франции не
особенно распространен, зато много представителей
так называемого "мелодик-метала", среди которых,
пожалуй, наиболее интересна группа Manigance, ярко
дебютировавшая в 1998 г. В скандинавских странах
прогрессив-метал получил гораздо меньшее
распространение, чем тёмный прогрессив (dark
progressive), а самая популярная группа - шведский
Therion - столь явно тяготеет к хоральности,
особенно в позднем творчестве, что стилистически
оказывается ближе к Devil Doll, Malombra, Il Segno
Del Comando и даже Halloween, чем к металлистам.
Заслуживает внимания югославская группа Tornado,
непринужденно сочетающая типично "металлические"
приемы и средневековую пасторальность. Наконец,
весьма самобытная школа прог-метала возникла в
1990-е годы в Германии: единственная в своем роде
группа Cromwell, стилистически балансирующая (как ни
парадоксально) между двумя итальянскими командами -
Presence (см. выше) и Tale Cue (тёмный прогрессив с
женским вокалом), и ряд групп, чей стиль занимает
промежуточное положение между прог-металом и
неопрогрессивом a la Pendragon или Jadis. К
последним относятся, например, Ziff, Sylvan, Last
Turion; к ним примыкает и люксембургская группа No
Name.
В России также имеются исполнители прогрессив-метала,
например, новосибирская группа Glass Reason,
московская группа Mechanical Poet, ярославская
группа Tumulus (синтез прогрессива с фолком),
примечательна также команда Extrovert, которая не
мало взяла для себя из музыки Dream Theater. На
просторах украинского андерграунда удачно смешались
прогрессив и альтернатива в лице групп ODIN,
Гефсиманский сад, Нержавеющая сталь, Dreams of
Victory и Laplandia.
Прогрессив-метал иногда называют «метал будущего»,
по причине того, что он довольно сложен для
восприятия неподготовленному слушателю. Этот стиль
также является прекрасным средством для восприятия
научно-фантастических тем и всего с ними схожего.
|
|
|
|
|